Занимаясь долгие годы выращиванием саженцев, мы многому научились и многое знаем. Не желая изобретать в садоводстве очередной велосипед, пользуемся принципом "иди и смотри". Наш ближайший сосед, который прошел свою перестройку и живет нормальной жизнью, - Польша. Дважды побывав там, чтобы понять феномен такого бурного развития садоводства и выращивания саженцев, хотим рассказать об увиденном.
За последние 10 лет Польша в производстве фруктов поднялась с двадцатого на второе место в Европе. Только яблок в этой стране выращивается более 2 млн. тонн, не считая груш, черешни, сливы, смородины и т.д. Чтобы выращивать столько фруктов, надо иметь определенные площади садов, получаемых из соответствующего количества саженцев. Поскольку наше основное занятие - рассадник, мы отправились посмотреть, как выращивают саженцы и какие фрукты потом на них растут.
Выехав с группой коллег-садовников из Киева рано утром, ночевали уже в Люблине, чтобы принять участие в конференции "Прогнозфрут-2004" как официальная делегация от Украины. Наш гид, переводчик, администратор и водитель в одном человеке - профессор Мельник А. В. был одним из выступающих.
Мероприятие, происходившее в новом конференц-центре, собрало более 60 стран-участниц. После приветствия министра сельского хозяйства Польши, под руководством декана Люблянского аграрного университета Анджея Боровего конференция началась. Поскольку основная масса делегатов прибыла с умеренных широт, форум мог бы быстрее называться "Прогнозяблок-2004", хотя и другие фрукты не были забыты. Мы получили много ценной, а временами и странной информации. Оказывается, не только Турция, практически монополизировав рынок фундука, стремительно увеличивает производство яблок. Далекий Китай, который никогда не принимался во внимание как экспортер продовольствия, неуклонно поднимается с востока, угрожая засыпать весь мир фруктами - и яблоками тоже.
Цифры, иллюстрации, графики, диаграммы... Общая тенденция - стремительное увеличение производства всех видов фруктов, особенно яблок, жесткость требований к качеству продукции, совершенствование способов хранения. Очень удобным делом, оказывается, является выращивание и продажа фруктов. Из участников конференции только Украина в 2004 г. уменьшила валовой сбор (о качестве скромно умалчиваем), импортируя, к нашему стыду, в пугающем количестве яблоки, которыми еще 20 лет назад мы буквально завалили не только бывший Союз, но и страны СЭВ.
На следующий день началось практическое знакомство с польским садоводством. Мы посетили более 10 хозяйств, начиная с относительно небольших - Януш Липницки, "Арно" (Анна и Ришард Новаковски), Януш Габрисяк, Ежи Доминиковски, брати Долински, Анджей Новаковски, "Флорамедиа" - и к таким гигантам, как знаменитый Тадеуш Пагач или фирма "Маркевич". Увиденное настолько резко отличалось от привычных нам в Украине картин, а услышанное - от всего, к чему мы привыкли, что промолчать просто невозможно.
Итак, будем танцевать от печи. Земля. Довольно небольшая часть ее находится в собственности хозяина сада или рассадника. Конфигурация владений иногда чрезвычайно причудливая, а то и совсем они расположены вразброс - кто как смог прикупить, ведь не каждый сосед согласен продать свой участок. Основная площадь арендуется. Что интересно, арендатор не собирает сертификаты у бабушек, не уговаривает односельчан отдать ему у пользования пай, не платит за этот пай. Землю в аренду дает государство в лице местной власти. Как и сколько она платит тем, кто сам не хочет обрабатывать участок, мы не знаем. Но Ришард Новаковски, получив в аренду 60 га земли, на наши вопросы ответил так: "В этом году, готовя площадь под рассадник, я засеял ее пшеницей. Урожай получил 60 ц/га, за аренду отдал по 2 ц за га". Скажем так, не в нагрузку. Остается кое-что и для себя.
По европейским стандартам, рассадник на бывшее место не возвращается никогда, поэтому запас площадей должны быть не меньшим, чем на 10 лет. Выращивание многолетних насаждений там, где когда-нибудь будет рассадник, недопустимо. А вот участки, которые освободились, чаще всего занимают садом, хотя это не обязательно.
Для закладки сада или рассадника дается кредит на 25 лет под довольно невысокие проценты - 0,5-2% годовых, которые целиком платит опять же государство. Половину средств, израсходованных на закладку, садовнику возмещают. Есть программа поддержки молодых фермеров - только подъемных для обзаведения хозяйством он получает 50 тыс. евро безвозвратной ссуды, плюс все другие льготы и выплаты.
Профессия эта на данное время пользуется всяческой поддержкой государства по одной простой причине: резко сокращается количество сельского населения, не хочет молодежь работать на земле. Наибольшая проблема для фермера - бракосочетание. Польские девушки не собираются губить себя на хуторе, пусть и очень богатом, заниматься детьми и хозяйством. Город, с его развлечениями и соблазнами, имеет больше преимуществ, даже если жить придется едва ли не впроголодь. Вот и заявляет сын отцу: "Найдешь мне жену - останусь на ферме, нет - будь здоров!". Нам бы их проблемы!
Усадьба фермера - это хутор, расположенный на плантации. Что интересно, огорода на усадьбах мы не видели. Не только картофель, огурчики-помидорчики, но даже зелень никто не выращивает. Вокруг дома - ухоженный газон с гномиками и водяной мельницей, масса цветов и декоративных растений, качели и песочница для детей - и чаще всего отсутствие изгороди, даже зеленой. Животный мир представлен кошкой, собакой, большим аквариумом, попугайчиками...
Рядом находятся подсобные помещения, гараж, машинно-тракторный парк, площадка для сельхозтехники, прививочная мастерская или склад, где сортируют фрукты, и самое главное - холодильник для хранения фруктов или саженцев с наиболее современным оборудованием: регулируемой газовой средой, ультранизким содержанием кислорода, контролем за влажностью воздуха и т.д. и т.п. Видели много строящихся холодильников, еще большее их количество спешно реконструируется на фоне последних достижений инженерной мысли. В молодом саду Т. Пагача холодильник на 200 тонн (вернее, секция с перспективой дальнейшего расширения объема) был построен за 2 месяца и сдан в эксплуатацию к началу уборки. Строят все объекты специализированные фирмы. Стандартный объем холодильника - 1000 тонн; по обыкновению такой холодильник сопровождает сад в 30 га.
Климат здесь находится под смягчающим влиянием Гольфстрима: нежаркое лето с температурой до +30°С, теплая зима с морозами до -5°С, отсутствием резких колебаний температуры и поздних весенних заморозков, высокая влажность воздуха - люди просто не знают, что такое воздушная засуха. В этих условиях очень хорошо удаются красные сорта, тогда как неокрашенным, более полезным из-за повышенного содержания усваиваемого железа, такой климат не подходит.
Поэтому яблоки выращивают только красные. За неделю, проведенную в Польше, видели четыре дерева Ренета Симиренко, Голден делишес не попал на глаза ни разу. Очень развита селекция, сортамент целиком изменяется за 10-15 лет, каждые 3-5 лет появляются новые, более интенсивные сорта и клоны с улучшенными свойствами, которые отвечают современным требованиям. Как выяснилось на конференции, если 10 лет назад качество яблок определялось лишь двумя показателями, то сейчас их более двадцати - цвет, размер, содержание питательных веществ, удельный вес, плотность, лежкость (в холодильнике!) и т.д. и т.п. Но, как ни удивительно, вкус плодов в этот перечень не входит. Что делать - интенсивное промышленное производство на такую "мелочь" внимания не обращает. Ведь недаром на наших рынках продавцы пишут на фруктах "крымские!!!".
Перед закладкой сада площадь засевают рапсом или горчицей, которые потом закладывают как зеленое удобрение. При подготовке почвы делают предварительную разбивку площади, безотвальное рыхление в рядах глубиной до 70 см и шириной полосы 0,8-1 м с одновременным внесением необходимого количества удобрений - это составляет не более трети общей площади участка. Потом - сплошное перепахивание на глубину до 30 см, разбивка рядов и высаживание саженцев посадочной машиной. Плантаж никто не поднимает - плантажных плугов в Польше давно нет. Наверное, вымерли за ненадобностью.
Схема посадки яблони в саду 1-1,2х3,3 м, т.е. на гектаре размещается 2,5-3,5 тыс. деревьев. Кроме того, на каждые 10 плодовых деревьев для уплотнения высаживают один опылитель - Эверест или Профессор Шпрингер. Плоды у них размером с вишню, промышленного значения не имеют, их не собирают. В год посадки молодой сад должен давать 10-12 тонн урожая - ни о каком "обрывание цветочков" речь не идет. Проектный срок эксплуатации яблоневого сада - 12-15 лет.
В последнее время появились новые веяния. Жестокая конкуренция заставляет садовников изобретать разные способы привлечения покупателей. Одним из основных методов является выращивание новых модных сортов и клонов. Для этого плотность посадки увеличивается до 4-6 тыс. деревьев на га, суперинтенсивный сад стремительно наращивает урожайность, за 8-10 лет целиком реализует свой потенциал и подлежит замене на новые сорта, которые появляются. При этом затраты на закладку сада увеличиваются в 1,5-2 раза, но резко сокращается срок окупаемости и многократно увеличивается прибыль - яблоки новых сортов продаются дороже.
Слаборослый подвой не в состоянии удержать от падения нагруженное урожаем дерево, поэтому в саду применяются сразу два вида опоры - индивидуальная, которая представляет собой чаще всего бамбуковый кол высотой 3,2 м, устанавливаемый возле каждого дерева, и вертикальная шпалера высотой 2 м с тремя рядами проводов - к ней подвязывают ветви, чтобы не ломались под весом плодов.
Для полива и подкормки плодоносного сада используется капельное орошение, которое состоит из собственно системы полива, фильтра растворимого узла удобрений и пруда-накопителя. Защита растений заметно отличается от нашей. Если мы, применяя профилактическое опрыскивание, все-таки основное количество обработок осуществляем при появлении болезней и вредителей и превышении ими порога вредности, то у соседей этого нет. Получив технологическую карту от своей Ассоциации садовников (в Польше их две), поляк не ломает главу, опрыскивать сад сегодня или завтра, применять препарат тот или этот, увеличить или уменьшить внесенную дозу. Все заложено в компьютер, за все заплачено. На вопрос, почему бы ни объединить две обработки, сэкономив на этом время и горючее, получили удивленный взгляд - человек явным образом не понял, что имеется в виду.
В таком саду чувствуешь себя, как в элитном магазине. Приятно посмотреть - все такое новенькое, чистое и с блеском. Ровными рядами стоят деревья, с ветвями, которые поникли под весом урожая. Яблоки одно в одно, как с конвейера, одинакового цвета и вида, без единого недостатка, яркими фонариками светятся на фоне огромных темно-зеленых листьев. В рядах - ни одной травинки, междурядья под задернением, причем их специально засевают травой и стригут каждую неделю газонокосилкой. Как достигается такое совершенство?
О подготовке почвы мы говорили выше, о качестве саженцев поговорим ниже. А теперь посмотрим, что конкретно делается в саду.
Первое, что поражает - 32 опрыскивания за сезон. Это не наши 3-5 обработок! В каждом саду каждое дерево больше трех десятков раз подвергается влиянию разных препаратов: проводятся плановые химобработки против вредителей и болезней, внекорневые подкормки микроэлементами и удобрениями, применяются стимуляторы роста и консерванты. Кроме того, для уничтожения сорняков в ряды осенью в почву вносят симазин, весной - препараты группы 2,4Д, летом - 2-3 раза раундап или его аналоги.
Обработки по спящей почке, по зеленому конусу, по розовому бутону... Во время цветения обрабатывают стимуляторами, которые улучшают опыление. После цветения делают химическое прореживание завязи, не ожидая ее естественного опадания, еще не менее двух раз опрыскивают стимуляторами роста: сначала веществами, которые ускоряют распределение клеток (количество клеток в завязи увеличивается только к определенному возрасту, надо не опоздать), потом для того, чтобы клетки быстрее увеличивались в размерах и плоды вырастали определенной величины. Верхушки деревьев обрабатывают ингибитором роста, чтобы не тянулись. Незадолго до сбора сад дважды опрыскивают консервантами для улучшения лежкости, увеличения срока хранения плодов в холодильнике. С этой же целью собранные яблоки вместе с контейнером перед закладкой в холодильную камеру погружают в раствор консервантов. Можно ли такой продукт назвать натуральным?
Обязательный прием - нормирование урожая. После опадания завязи, когда яблоки становятся размером с вишню, плоды прореживают вручную, оставляя между ними расстояние не менее 10-15 см. В случае необходимости операцию повторяют. При высоте дерева в 2,5 м значительного труда это не составляет.
Основная забота садовника - не дать дереву расти. Дрова никому не нужны - нужны плоды. Первые 3-5 лет подойти к молодой яблоне с секатором считается кощунством: чем больше режешь, тем сильнее растет. Лишние ростки просто вырывают "с мясом", избегая при этом переноса инфекции и появления новых ростков на месте среза, так как все почки, которые замещают, тоже выламываются; да и рваная рана для своего заживления тратит больше пластических веществ, что тоже немного замедляет рост дерева. Формируют крону путем отгибания ветвей, которые привязывают к шпалере. Здесь четко знают, что вертикальный росток растет, горизонтальный - плодоносит.
Если отгибанием ветвей остановить ненужный рост не удается, подрезают корни щелерезом - сначала с одного стороны на расстоянии 30-50 см от штамба, потом, если надо, и с другой. Не помогает - пилят поперечную щель глубиной в треть диаметра ствола на высоте 30-40 см от земли, при необходимости делают второй запил с противоположной стороны на 20-25 см выше первого. К деревьям в саду, на наш взгляд, относятся варварски, что на величине урожая не отражается: 300-500 ц/га собирают каждый год.
Для защиты от града в последние годы плантации стали накрывать сеткой, которая выполняет несколько функций. Под сеткой ослабляются порывы ветра, который сбивает плоды, повышается влажность воздуха, который усиливает окраску яблок, ограничивается доступ птиц, наносящих урон урожаю, особенно на вишне и черешне. Но в Польше, в отличие от более южных регионов, сетка - нововведение, которое пока не распространилось повсеместно.
Сбор проводится в несколько приемов - собирают плоды, которые достигли нужной величины и окраски. Собрав первую партию, через неделю сбор повторяют - при уменьшении нагрузки остальные яблоки подрастает быстрее. И так не менее четырех раз. Погодные условия на процесс не влияют - на дождь никто внимания не обращает. Возможно, потому что работают наши соотечественники - им никогда ждать солнечных дней? Услышав русский и украинский язык, в саду нам не раз задавали вопрос: "А вам рвачи не нужны?". К сожалению, в наших садах рвать ничего.
Яблоки собирают непосредственно в контейнер, который стоит на тележке, или в специальный плодозборник, который висит на груди и разрешает работать двумя руками. Дно емкости представляет собой матерчатый рукав, который во время собирания цепляется за край плодозборника, а при высыпании из него яблок опускается в контейнер, во избежание повреждения плодов. Организация работы - как на конвейере Генри Форда: трактор с тележками двигается медленно, но непрерывно, и кто не успел - тот опоздал, причем навсегда. Такого работника держать не станут и вызов ему для получения визы не пришлют. Платят здесь 7 долл. за 10 часов, поэтому поляков на такую работу не заманишь.
Наполненные контейнеры тот же трактор отвозит на склад, где их погрузчиком снимают из тележек, погружают в раствор консервантов и загружают в холодильник. До марта, а то и до мая будут они сохраняться при температуре +2°С, содержании углекислого газа и кислорода по 3%, относительной влажности воздуха 98%. Потом привезут к нам, чтобы мы купили их своим детям по бешеной цене, с тоской вспоминая яблока своего детства - райское наслаждение за смешные копейки, которым круглый год были заваленные рынки и магазины. Для нас это была обычная ежедневная пища, огрызками яблок мы бросались в школе и на улице, получая нагоняй от родителей и учителей. Теперь в школе огрызками не бросаются - яблоки, как и другие фрукты, превратились для наших детей в деликатес.
Возвратившись домой, осмыслив все увиденное, пришли мы к некоторым выводам, возможно, даже парадоксальным на первый взгляд. Как ни удивительно, при всей интенсивности производства фруктов поляки, вообще-то, обрабатывают те сорта и породы, которые для них являются аборигенными. Почвенно-климатические условия не позволяют выращивать зеленые яблоки - их и не выращивают. Хотя основой являются сорта американского происхождения, которые пришли в польские сады полсотни лет назад, они давно уже стали местными. Первичных сортов не осталось: обрабатываются их клоны, идеально приспособленные к здешним условиям. Каждая Ассоциация садовников и рассадоведов целиком успешно стремится вывести свои сорта и клоны, которые называют клубными и производят только по лицензии данной ассоциации, причем и лицензия, и прививочный материал стоят очень дорого. Но, как мы уже говорили, эти плоды продаются по высокой цене и довольно быстро окупаются.
Еще раз мы убедились в справедливости принципа "садоводство без проблем". Не нужно гнаться за этими сортами, какими бы модными они ни были на Западе, - они нам не подходят. Такой окраски на юге Украины мы не получим никогда. Приспособленные к мягкому влажному климату и кислым почвам, эти сорта на наших карбонатах, при постоянной почвенной и воздушной засухе, резких перепадах температур, раннесенних и поздневесенних заморозках, закаленные беспощадным южным солнцем, летней жарой и зимними морозами, обдуваемые безжалостными суховеями - просто не выживают.
Наш конек - зеленые яблоки. Синапы, Розмарин, Ренет Симиренка и даже Гольден делишес, который примкнул к ним, - вот наше богатство. Зеленые фрукты намного полезнее для здоровья человека, так как содержат намного больше легкоусваиваемых форм железа, чем красные, где они находится в труднодоступном состоянии. Вот простой пример: в той же Польше фермер Януш Габрисяк на 12 га ежегодно собирает по 15- 20 т/га зеленого крыжовника сорта Белый триумф, чрезвычайно похожего на наш Донецкий большой. Прямо из-под комбайна его для детского питания забирают немцы по неплохой цене 1,25 евро/кг. Что еще нужно?
Крымская наука утверждает, что аборигенные сорта устарели и несовместимы с интенсивной технологией: в плодоношение вступают на 15 год, высоты достигают больше 10 м, да и вид у них подгулял... Не скажите. На том же слаборослом подвое М9, что и все европейские сады, из Кандиль синапа выходят замечательные саженцы типа книп-баум, которые дают первый урожай в год посадки, взрослое дерево в высоту достигает аж... 3 м, а нарядность и необычность формы плодов не оставляют равнодушным ни одного покупателя. Вкус их божественный. Таких яблок нет нигде в мире. Вдобавок, как местный уроженец, не боится ни жары, ни холода, ни суховея, ни заморозков, свободно хранится без холодильника до марта, а Сари синап, например, так и вовсе до нового урожая.
Да и в чем, собственно, дело? У нас что, запрещена клоновая селекция? Пора бы уже и нам повернуться лицом к размножению и "совершенствованию" наших плодов и ягод, беря пример с турецкого Института фундука или калифорнийского Института Каберне. Работы здесь непочатый край. Дело - только в желании. Но аборигенные сорта, которые за сотни лет своего существования идеально приспособились к местным условиям, есть в каждом регионе нашей страны, в каждом районе и области. Давайте упомянем о них - и зашумят густые сады по всей Украине.
Владимир и Нина Волковы,
ул. 60 лет СССР, 26, с. Донское
Симферопольского р-на
АР Крым 97523
тел/факс: (0652) 337- 298