Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Как немцы поддерживают свой АПК. Его же деньгами

При вступлении России в ВТО важным последствием для нашего сельского хозяйства станут ограничения по субсидированию сельскохозяйственных предприятий. Для сопоставления уровня государственной поддержки сельского хозяйства в различных странах ВТО использует методику Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). По этой методике принимается в расчет единый показатель – «эквивалент субсидируемости продуцента», отражающий удельный вес всех видов государственной поддержки в доходах производителей сельскохозяйственной продукции.

К одному знаменателю приводятся самые разнообразные виды господдержки:

- искусственное завышение цен на сельхозпродукцию внутри отдельных стран или их союзов по сравнению с ценами на мировом рынке вследствие таможенных пошлин, контингентирования импорта, субсидирования экспорта, монополизации сбытовых каналов;

- прямые выплаты сельхозпроизводителям, к примеру, субсидии в расчете на площади имеющихся или обрабатываемых сельхозугодий, субсидии на поголовье животных;

- другие виды поддержки – субсидии и дотации на приобретение средств производства, материалов и энергоносителей, на капиталовложения, на услуги в сельскохозяйственное производстве (научные исследования и внедрение новых технологий, подготовка кадров, консультационные услуги и др.).

По методике ОЭСР в общей выручке сельхозпредприятий стран ЕС для всех ссельхозпродуктов доля средств государственной поддержки (эквивалент субсидируемости) составляет 35 %, в США и Канаде – 25 %, в других высокоразвитых странах – от 7 до 76 %. Россия, несмотря на более сложные природно-экономические условия, очень далека от такого уровня субсидируемости сельского хозяйства. Наша страна не достигла еще и разрешенного ВТО уровня поддержки.

Однако для сохранения конкурентоспособности и повышения эффективности сельского хозяйства в условиях глобально открытого рынка, уже сегодня необходим поиск новых форм поддержки российских производителей сельскохозяйственной продукции.

С этой точки зрения интересен опыт ряда стран, использующих разнообразные формы поддержки сельского хозяйства вне рамок эквивалента субсидируемости ВТО.

Одна из стран, где наряду с наиболее высокими в ЕС государственными субсидиями, широко применяется и внебюджетная поддержка сельского хозяйства, - это Германия.

По данным Объединения союзов потребителей ФРГ, аграрная политика с учетом всех форм поддержки сельского хозяйства в виде налогов и завышенных цен на продукты питания обходится потребителям и налогоплательщикам страны примерно в 20 млрд. евро в год, что превышает чистый годовой продукт сельского хозяйства в 1,8 раза. При этом более трех десятилетий успешно применяется целенаправленная внебюджетная финансовая помощь сельскому хозяйству. Одним из ее видов является функционирование Центрального фонда поддержки сбыта (ФПС) немецких аграрных продуктов.

Центральный ФПС продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности ФРГ создан в соответствии с федеральным законом от 26 июня 1969 г. (Absatzfondgesetz). Со времени вступления закона в действие за прошедшие 36 лет в него неоднократно вносились поправки. В июне 2005 г. верхняя палата парламента (Бундесрат) призвала к образованию комитета по переработке закона с целью совершенствования управления в ФПС с учетом последних изменений в составе плательщиков, структуре сельскохозяйственных предприятий и в связи с увеличением производства растительного сырья для энергетики.

Закон устанавливает принципы сбора и концентрации средств для финансирования мер, направленных на улучшение сбыта всей аграрной и пищевой продукции немецкого производства, объединяя разрозненные прежде действия в этом направлении со стороны предприятий-производителей, их союзов и объединений, местных, региональных и федеральных органов.

Главной задачей ФПС является «централизованное содействие сбыту и использованию продукции немецкого сельского хозяйства и пищевой промышленности путем поиска, освоения и заботы о функционировании рынков в стране и за рубежом новейшими средствами и методами». Средства фонда могут также использоваться на централизованную поддержку мер по улучшению качества аграрных продуктов, высокой ориентированности сельхозпроизводителей на конъюнктуру рынка, повышению покупательского спроса на немецкие продукты питания.

ФПС является учреждением гражданского права, возглавляется правлением, состоящим из трех членов - председателя и двух заместителей. Правление избирается сроком на 5 лет Советом управления фонда по согласованию с Федеральным министерством сельского хозяйства при условии, что за каждого из членов правления проголосуют 2/3 Совета управления фонда. Совет управления фонда назначается Федеральным министром сельского хозяйства сроком на 5 лет. Его членами являются 21 человек, в том числе: 5 предложенных Нижней палатой парламента (Бундестагом) представителей действующих в парламенте политических партий, 7 - по представлению Центрального совета немецкого сельского хозяйства, 1 – по предложению Федерального министерства экономики, 5 представителей федеральных союзов и объединений различных отраслей сельского хозяйства, пищевой промышленности и торговли, 3 – из числа учредителей фонда по представлению наблюдательного совета, функции которого осуществляет Федеральный министр сельского хозяйства. Для контроля и наблюдения за деятельностью Совета управления фонда на каждое заседание Совета приглашаются представители 3-х федеральных министерств: сельского хозяйства, экономики и финансов. Повседневную работу и подготовку вопросов для правления осуществляет исполнительная дирекция ФПС, состоящая из руководителя и 4-х референтов.

Финансовую деятельность ФПС контролирует также Федеральная счетно-ревизионная палата. Проведение банковских операций ФСП возложено на Сельскохозяйственный рентный банк во Франкфурте.

Финансовые средства ФПС получает от предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли в зависимости от объемов реализуемой аграрной продукции в виде взносов, определенных Федеральным законом. Так, например, сахарные заводы вносят в ФПС по 0,16 евро за 1 т закупленной свеклы; мукомольные предприятия – по 0,48 евро за 1 т размолотого зерна; пивоварни – по 0,61 евро за 1 т использованного солода; оптовые торгово-закупочные предприятия – по 0,40 евро за 100 евро, выплаченных при закупке картофеля, овощей, фруктов, семян бобовых культур; молокоперерабатывающие заводы – по 1,22 евро за 1 т закупленного молока; бойни и мясофабрики – по 2,04 евро за одну забитую голову КРС, по 0,51 евро за забитую свинью, по 0,30 евро за овцу, по 0,36 евро за 100 кг живого веса забитой птицы; птицефабрики – по 0,30 евро за 1000 шт. упакованных яиц; маслозаводы – по 0,71 евро за 1 т переработанного рапса и по 0,81 евро за 1 т подсолнечника; предприятия, реализующие цветы, саженцы, кустарники и живые деревья – по 0,06 евро на условную единицу используемой площади (для цветов это 5 кв. м открытого грунта или 0,5 кв.м в теплицах).

Сбор средств осуществляется Федеральным ведомством по продовольствию и лесному хозяйству во Франкфурте, по молочным предприятиям в некоторых федеральных землях – региональными государственными органами. С момента объединения Германии в 1990 года свою долю в ФПС вносят также торговые, перерабатывающие и другие реализующие сельхозпродукцию предприятия в землях бывшей ГДР.

ФПС старается использовать собранные средства в тех отраслях, откуда они получены, однако в короткие периоды средства могут направляться туда, где их использование считается наиболее целесообразным.

Практическую работу по осуществлению возложенных на ФПС функций ведут два специально созданных, подведомственных фонду учреждения:

- Центральное маркетинговое общество аграрной отрасли ФРГ (ЦМА);

- Центральное информационно-статистическое учреждение о рынках и ценах на продукцию сельского и лесного хозяйства и пищевой промышленности (ЦМП).

ЦМА официально представляет интересы аграрных отраслей страны, в соответствии с положениями Федерального закона о ФПС, занимается вопросами интенсификации сбыта аграрной продукции как внутри страны, так и за рубежом. ЦМА само не осуществляет каких-либо товарных сделок и не имеет коммерческих целей. Оно призвано выражать интересы как отдельных ветвей аграрной отрасли страны, например, скотоводства, птицеводства, производства семян и посевных материалов, продукции полеводства, огородничества, так и предприятий различных отраслей пищевой промышленности – от выпуска мясных и молочных изделий до производства кондитерских товаров, диетических продуктов, деликатесов, алкогольных и безалкогольных напитков.

Услуги ЦМА для предприятий и отраслей национального продовольственного комплекса, как правило, являются бесплатными. Характерные виды услуг:

- помощь в установлении контактов между производителями товаров и покупателями;

- информирование по вопросам продукции, предлагаемой немецкими агропродуцентами;

- рекламно-информационная деятельность по увеличению объемов продаж продуктов сельского хозяйства и продовольствия;

- участие в выставках-ярмарках и проведение собственных выставочных мероприятий;

- оказание содействия в экспорте немецких сельскохозяйственных продуктов;

- исследование рынков и рыночная информация;

- сертификация качества продуктов питания;

- информация по пищевому законодательству.

Из средств, получаемых в ЦМА от ФПС, 40-50 % расходуется на продуктовый маркетинг внутри страны, 15-20 % - на сервисные услуги по маркетингу, 5-10 % - на информационную работу, от 20 до 30 % - на маркетинг экспорта. По отраслям – наибольшая доля расходов (более 70 %) приходится на поддержку сбыта мясной и молочной продукции, затем следуют картофель, фрукты, овощи, сахарная свекла, зерно.

Другая организация в составе ФПС - ЦМП занимается сбором статистических материалов, информационной и издательской деятельностью в области маркетинга и облегчения сбыта аграрной продукции. Оба учреждения ФПС – ЦМА и ЦМП управляются и контролируются коллегиальными органами, представляющими интересы отдельных аграрных отраслей, среди которых представлен также сам ФПС.

Аналогично ФПС аграрной продукции в ФРГ создан и успешно функционирует фонд поддержки сбыта лесных продуктов. Предприятия, закупающие древесину, вносят в этот фонд по 0,30 евро за 100 евро купленной продукции.

Активная деятельность ФПС аграрной продукции и его учреждений ЦМА и ЦМП по рекламе и пропаганде немецких продуктов питания как продуктов высшего качества, лучших пищевых достоинств, гарантирующих безопасность для здоровья потребителей, создают в ФРГ, на аграрных рынках ЕС и мира высокий имидж немецких продовольственных товаров. Предприятия, производящие продукты питания, вкладывают значительные средства, чтобы заслужить официальное удостоверение ЦМА о качестве своей продукции. Потребители, убежденные в объективности контроля качества продукции со стороны ЦМА, все больше требуют информации о происхождении товаров, их качественной оценке независимыми контролерами и ЦМА. По опросам покупателей считает необходимым иметь информацию о происхождении продуктов питания и предпочитает приобретать продовольствие отечественного производства абсолютное большинство немецкого населения.

Результаты деятельности ФПС и его учреждений немецкие специалисты сравнивают с действием «воронки», когда через большое отверстие поступают крупные объемы средств от 45 тыс. торгово-заготовительных и перерабатывающих предприятий, а через узкое горлышко собранные суммы концентрированно выплескиваются для помощи в решении проблем предприятий по сбыту их продукции.

Действующие в ФРГ маркетинговые инструменты в виде ФПС и подведомственных ему органов высоко оцениваются и развиваются в ЕС. Выход на общий аграрный рынок ЕС единого представителя интересов немецких сельскохозяйственных предприятий, заказчика рекламы и пропаганды, обладающего большими финансовыми возможностями, вначале вызывал нарекания аграриев соседних стран, затем стал примером и стимулом организации и централизации собственных внебюджетных систем поддержки сельского хозяйства.

Создание в России фонда поддержки сбыта сельхозпродукции с использованием опыта ФРГ могло бы значительно поднять уровень помощи предприятиям, не используя бюджетные средства, повысить конкурентоспособность нашего сельского хозяйства, что особенно важно в условиях вхождения в ВТО и увеличения открытости аграрного ранка.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика