Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Развернуть молоко на экспорт

Развернуть молоко на экспорт

Россия седьмая в мире по надою и первая по импорту. А могла бы стать экспортером

Внутренний рынок молока сейчас в таком состоянии, что рассуждения о его росте и инвестиционной привлекательности звучат для многих как неуместные и малореальные. Автор статьи не согласен. Инвестировать самое время, считает он: через 10 лет глобальному рынку нужно будет на 150 млн т молока больше, чем теперь, а в России даже текущий дефицит на уровне 15 млн т.

Наум Бабаев

Основным драйвером роста мирового продовольственного рынка являются рост численности населения и его благосостояния. Если в начале нашей эры в мире насчитывалось около 300 млн человек, то через 1800 лет население планеты увеличилось до 1 млрд. Еще 130 лет потребовалось, чтобы нас стало 2 млрд. Теперь число жителей Земли прибавляется на 1 млрд человек каждые 10–12 лет.

Основные регионы-лидеры роста населения — Азия и Африка. Кроме того, страны этих континентов имеют самые быстрые темпы роста валового внутреннего продукта на душу населения. Например, если в Китае и Индии этот показатель в 2010 году составлял $2,2 тыс. и $0,8 тыс., то к 2020-му, по мнению экспертов, он в обеих странах повысится уже более чем вдвое, а далее станет расти еще более активными темпами.

Одновременно вместе с увеличением доходов в этих регионах значительно меняются рационы: потребляется все больше традиционных для нас продуктов — таких как молоко, мясо и др. В то же время глобализация сельского хозяйства резко изменила повседневную жизнь потребителей и в развитых странах. Например, большую часть овощей и фруктов, раньше доступных только в сезон урожая, сейчас можно купить в течение всего года. Выросло разнообразие продуктовой корзины: разные экзотические фрукты, йогурты, сыры теперь можно найти почти в каждом супермаркете. А мясо, которое ранее появлялось на столах не чаще раза в неделю, многие семьи покупают теперь каждый день.

В мире: расстановка сил

Общий объем глобального производства сырого молока по итогам 2013 года оценивается почти в 785 млн т, или $360 млрд в денежном выражении. С 2008 года этот рынок ежегодно прибавляет 2,4% (15,6 млн т). Это достаточно высокий показатель роста производства, учитывая, что существуют естественные сырьевые ограничения, а погодные условия последних лет (засуха во многих странах мира) не благоприятствовали наращиванию выпуска молочной продукции.

Лидирует в мировом производстве Евросоюз — на него приходится более 20%, или 156,4 млн т. На втором месте Индия более чем с 17% (133,7 млн т), которая к тому же по объемам производства является страной номер один в мире. В число лидеров входит такое экзотическое для молочного сектора государство, как Пакистан (4,9%). Основной двигатель увеличения производства молока в этих странах — один: растущий внутренний спрос. В мировой торговле продукция этих регионов почти отсутствует.

Россия по молочным объемам стоит на седьмом месте с долей 4,2%. А вот по импорту мы первые. Так, в 2012 году страна ввезла 7,6 млн т, что эквивалентно общему производству молока в Кубе или Колумбии. Также среди лидеров по ввозу — Китай (6,4 млн т). Новая Зеландия, наоборот, является крупнейшим мировым экспортером молока. В 2012 году эта страна вывезла более 88% (17,4 млн т) произведенного объема. Кроме Новой Зеландии, перепроизводство наблюдается в ЕС, США, Австралии и Аргентине. Однако дефицит земли — ключевого ресурса для развития этого бизнеса — делает дальнейшее развитие молочного животноводства в этих странах крайне затруднительным.

Россия — загадка

Рынок молока России — настоящий рынок-загадка. По официальной статистике, мы потребляем около 40 млн т молока в год, из которых 13,7 млн т — товарная продукция. В общем потреблении около 46% приходится на так называемое нереализованное, или нетоварное молоко. Этот термин придуман в России и означает сырье, которое было кем-то произведено и им же потреблено. Однако никто не знает, произвели ли его на самом деле: такое молоко не отражается ни в одной из форм отчетности из существующих в стране.

Ряд мировых консалтинговых компаний и российских экспертов считают, что реальные объемы производства молока в России значительно меньше, а расхождение факта с реальностью превышает 40%. В стране может производиться не больше 18 млн т вместо 30 млн т, которые показывает Росстат. Основная сфера расхождения экспертных и официальных данных — хозяйства населения и КФХ.

Некорректная статистика производства искажает цифры потребления. На самом деле они могут быть намного менее оптимистичными, чем озвучиваются сейчас. Так, официально россиянин потребляет 265 кг молока в год — объем, сравнимый с аналогичным в США. По оценке экспертов, на самом деле потребление у нас не превышает 153 кг/чел. Тогда как еще в 1989 году в СССР этот уровень составлял 396 кг. Минимальный дефицит молока сейчас оценивается не менее чем в 15 млн т.

Наш потенциал

Если посмотреть на мировой рынок, то драйвером роста потребления молока является Китай. Страна растет агрессивными темпами, и за последние 10 лет потребление в ней выросло в пять раз до 27 кг/чел. Популяризацией продукта занимается государство. Например, действуют программы «Один стакан молока в год — два сантиметра роста в год» и «Школьное молоко». По нашим прогнозам, к 2024 году Китай будет ежегодно импортировать до 14 млн т сырого молока или продуктов в его эквиваленте.

У молочной отрасли России, несмотря на ее кризисное состояние, тоже есть инвестиционный потенциал. Первое, что можно и нужно сделать — ликвидировать оценочный дефицит — 15 млн т — за счет строительства новых ферм и дальнейшего увеличения производства на уже действующих современных комплексах. По нашим оценкам, чтобы в ближайшее десятилетие достичь этой цели, потребуется около $40 млрд инвестиций. Миру к 2024 году потребуется $400 млрд вложений в сектор на производство дополнительного по отношению к нынешнему объема — 150 млн т молока.

Изыскать такие финансы для глобального бизнеса не проблема. Ключевым сырьевым фактором, без которого этого объема не будет и за который будет разворачиваться борьба, станет земля. Средняя потребность мирового молочного животноводства в земле оценивается в 1,5 га на одну голову КРС, а российского — в 2,2 га/гол. Исходя из этого расчета, чтобы произвести дополнительные объемы молока, упомянутые в предыдущем абзаце, потребуется больше 30 млн га сельхозземель. Запрос на большие площади земли — наше конкурентное преимущество. Их нужно вводить в оборот либо интенсифицировать. На заброшенные земли в России сейчас приходится более 40 млн га. Общая площадь пашни в стране за 20 лет сократилась с 132 млн га до 115 млн га. Значительная часть этих угодий используется крайне неэффективно. Такой банк земель — не используемых либо экстенсивных — можно использовать для развития молочного животноводства.

Чего не хватает

Что нужно сделать для реализации имеющегося потенциала? Во-первых, осознать: чтобы окупать молочные проекты, инвесторы нуждаются в долгосрочных дешевых кредитах либо в высокой марже. Молочное животноводство — крайне инвестиционно емкий бизнес. На 3,5 руб. инвестиций приходится только 1 руб. выручки, в то время как, например, в молочной переработке 0,35 руб. вложений генерируют 1 руб. выручки. В птицеводстве это соотношение один к одному.

Поэтому для развития отрасли очень важно в ближайшее время принять ряд срочных мер. В частности, одобрить выдачу 15-летних инвестиционных кредитов на проекты в молочном животноводстве. Сделать поддержку сектора отдельной целевой строкой бюджета, чтобы деньги не распределялись между разными отраслями. Также нужно пересмотреть правила субсидирования на литр молока. Существующие сейчас правила выдачи этих средств могут поощрять неэффективных производителей.

Среди компаний, занимающихся сейчас молочным животноводством в России, есть как глобальные мировые корпорации и международные альянсы, то есть западные инвесторы (Olam, Pepsico, Danone, «ЭкоНива» и др.), так совместные предприятия и российские агрохолдинги («Дамате», «Русмолко», «Трио», «Красный Восток» и др.). Все они говорят об одном: чтобы продолжать инвестировать в молочную отрасль России, нужны прозрачные, постоянные и равные для игроков рынка правила ведения бизнеса на долгосрочную перспективу (не менее 10 лет). Инвесторы не хотят зависеть от капризов чиновников, которые меняют эти правила в зависимости от своего, часто очень искаженного, представления о реальной жизни молочного животноводства. Если такие условия будут созданы, то Россия сможет вернуть себе статус крупнейшего мирового экспортера молока, которым являлась в начале прошлого столетия.

Автор — председатель совета директоров управляющей компании «Русмолко» и группы компаний «Дамате». Статья написана специально для «Агроинвестора»

 http://www.ikar.ru/press/1713.html

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика